Покупая собаку любой породы, человек рассчитывает приобрести в ее лице верного друга и компаньона, ласкового спутника, беззаветно любящего хозяина. И хотя все собаки разные, эти качества присущи всем без исключения представителям этого племени.
Однако зачастую собака не оправдывает ожиданий владельца. И виной всему не внешние данные, а именно характер питомца. Так называемый «синдром питомника» характеризуется существенными провалами в процессе социализации, в результате чего нервная система собаки развивается неправильно. Происходит это зачастую из-за нарушения нормального содержания щенков.
«Синдром питомника» называется так потому, что чаще всего встречается у собак, родившихся и выросших в крупных племенных заводах, разведение животных в которых поставлено на конвейер.
Причиной данного явления называют:
- Проживание в тесных клетках без выгула и просто возможности пройтись даже по квартире.
- Отсутствие общения с соплеменниками и людьми.
- Поздняя продажа, ведь щенков очень много и они засиживаются и до семи-восьми месяцев, все это время находясь в клетке.
Впервые увидев внешний мир в достаточно взрослом возрасте, психика таких собак, особенно декоративных пород, не справляется с обилием впечатлений и реагирует неадекватно – проявлениями трусости или немотивированной агрессии по отношению к окружающим.
Безусловно, нездоровая психика и слабая нервная система родителей таких щенков также могут, передаваясь по наследству, приводить к всевозможным фобиям, но при синдроме питомника главное все-таки не это, а именно отсутствие необходимой социализации.
Процесс познания мира начинается с самой первой минуты появления щенка на свет. В первые несколько недель, слепой и глухой, он воспринимает окружающее пространство посредством запахов матери и сосания ее молока.
Тактильные и обонятельные ощущения, пищевой рефлекс – всего этого, как правило, хватает для построения правильной модели действительности в первые дни жизни. Вот почему так много трудностей впоследствии возникает со щенками, получавшими искусственное вскармливание.
Когда малыш откроет глаза и научится твердо стоять на ногах, границы его мира постепенно расширяются. Игра с однопометниками и взрослыми собаками в этот период необычайно важна. Активное общение и не менее активное исследование территории развивают интеллект и нервную систему малыша.
Теперь представьте себе собаку, непрерывно сидящую в клетке и видящую мир только через решетчатую стенку. Ни знакомства с себе подобными, ни исследования новых мест и получения впечатлений – ничего из явлений, способствующих социализации, не проводится.
Для того, чтобы исправить положение, необходимы ежедневные прогулки щенка по улице, желательно вместе с матерью. Новые впечатления, нестандартные ситуации, возникающие во время прогулки, и, самое главное, наглядный пример, как поступает в той или иной ситуации взрослая собака, позволят малышу наилучшим образом адаптироваться к окружающей действительности и приобрести навыки, необходимые для самостоятельной жизни.
Если у заводчика нет возможности регулярно прогуливаться по улице, стоит оборудовать небольшой «комплекс познания мира» в условиях квартиры, разместив в комнате как можно больше всевозможных игрушек и особенностей интерьера, время от времени меняя их.
Вся беда в том, что нечистоплотный разведенец, интересующийся только прибылью, редко производит подобные мероприятия, пуская на самотек развитие щенка.
Еще один бич питомникового синдрома – трудности приучения к правилам гигиены в квартире. Животному, безвылазно сидящему в клетке и гадящему там же, после пяти-шести месяцев такой жизни очень сложно объяснить, почему он должен проситься на улицу или хотя бы делать свои дела на пеленку. Для выработки этого навыка уходит колоссальное количество сил и времени.
Проводя аналогию с человеческой психикой, данную проблему можно сравнить с синдромом Маугли. Известно, что дети, воспитанные в несвойственной им среде, так и не смогли освоить человеческий язык и многие привычки, хотя их социализацией занимались ведущие специалисты.
Точно так же и собаки, проведшие первые месяцы своей жизни в заключении, никогда не станут такими, какими их задумала мудрая природа. И хотя, благодаря усилиям владельцев, их безграничной любви и терпению, большинство из них живет полноценной жизнью, любимы, и по мере своих сил радуют хозяев, последствия трудного детства все равно дают себя знать на протяжении всей жизни, выражаясь чаще всего в патологической трусости, истеричном поведении и слабой социализации.
Наташа Шервуд
Сохранить статью?
Проект существует благодаря интернет-магазину зоотоваров и товаров для груминга thezoo.ru
Читайте далее:
- Способы приучения щенка йоркширского терьера к туалету
- Алопеция у собак или синдром душки Бу
- Последние дни собаки. Как пережить ее смерть?
- Клетка – за и против
- Дрессировка и воспитание чихуахуа, как научить командам дома
- Туалетный вопрос — как приучить собаку не гадить дома
- Страхи собак
- Воспитание и дрессировка померанских шпицев мальчика и девочки